Муниципальное общеобразовательное учреждение Фоминская средняя школа Тутаевского муниципального района

Помощь ребенку в период подготовки к экзаменам: советы психолога

Процесс подготовки к сдаче экзамена – напряженный и сложный этап в жизни школьника. Поэтому важно знать, как можно оказать помощь ребенку со стороны родителей. Вот несколько основных рекомендаций.

Необходимо помочь ребенку организовать режим дня, так как сами дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, дети часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзаменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реальной, взрослые могут принять участие в распределении учебного материала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справиться с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учебный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого.

Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой, компьютерные игры только увеличивают усталость. Очень важно помочь ребенку найти такую форму досуга, которая бы его не переутомляла: прогулки, общение с одним–двумя друзьями. В течение дня также необходимо делать короткие перерывы каждые 45-60 минут для сохранения высокой работоспособности. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, поговорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям.

Для нормального самочувствия и хорошей работоспособности необходимо, чтобы ребенок высыпался. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и беспокойными. В состоянии утомления работоспособность снижается, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись.

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от домашней работы? Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать своей учебой, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много занимаюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому нужно решать в индивидуальном порядке с учетом особенностей ребенка.

Особое значение в этот период имеет наш собственный эмоциональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпускных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно характерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фатальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугубляет напряжение, которое испытывают дети.

Наша задача во время экзаменов – создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ребенку бывает трудно опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль «палочки-выручалочки» играют взрослые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим. Однако при этом следует дать понять, что ничего страшного не произойдет, даже если результат будет не совсем таким, как хотелось бы (особенно в том случае, если ребенок очень ответственный и старается оправдать ожидания взрослых). Иногда может показаться, что подобный настрой расхолаживает детей: если у меня и так все получится, зачем я буду стараться? Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Очень высокий уровень волнения, наоборот, мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением. Экзамены – ситуация серьезная, но не запредельная. Ощущение огромной важности экзамена не стимулирует ребенка, а напротив, мешает подготовке. В этом случае следует немного снизить значимость ситуации. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это помогает ему чувствовать себя более уверенно.

Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученный материал, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнайте о том, что нужно ребенку, спросив его: «Как я могу тебе помочь?», и, возможно, вы окажете именно ту помощь, которая требуется ему в данный момент.

Педагог-психолог                                      Овсяникова А.В.

Безопасность образовательной среды

Формируя безопасную среду,  в школе большое внимание уделяется противопожарной и антитеррористической  безопасности, технике безопасности труда и гражданской обороне.  Одним из наиболее  важных аспектов мы считаем создание психологически безопасной среды. Такая среда достигается путем осуществления системы мер, направленных на предотвращение угроз для устойчивого развития личности.

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т. е. возникает препятствие на пути развития. Основной источник психотравмы – психологическое насилие в процессе взаимодействия, нарушение социальных связей,  и напротив,  межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности к референтной группе, убеждают человека, что он пребывает вне опасности.

Для исследования социальных процессов в среде обучающихся  мы активно используем Программно-методический комплекс «Социомониторинг», замеры которого охватывают учащихся с первого по одиннадцатый классы и классных руководителей.

На основе получаемых данных мы наблюдаем следующие социальные процессы:

1.      наличие благоприятной психологической обстановки

2.      возможность острых конфликтогенных ситуаций и напряжения во взаимоотношениях в классных коллективах;

3.      отсутствие внутригрупповой сплоченности, обусловливающее состояние социального одиночества.

 

Методом «Социомониторинг» мы выявляем учащихся, не имеющих референтной группы, детей в состоянии «школьной дезадаптации»,  определяем профиль класса, позволяющий получить данные о стиле взаимодействия классного руководителя с учащимися и его эффективности.

На основе получаемых результатов строится дальнейшая работа по обеспечению психологически безопасной среды в школе.

Инновационным шагом на сегодняшний день стало создание и функционирование Школьной службы примирения (ШСП). Целью ее деятельности является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

В классах, где выявляется напряжение во взаимоотношениях, проводятся «круги сообщества». Поставленные на обсуждение вопросы дают возможность детям проанализировать ситуацию во взаимоотношениях, найти пути выхода, что, впоследствии,  позволяет учащимся регулировать взаимоотношения в классе и анализировать происходящие социальные процессы самостоятельно.

Для решения локальных конфликтов используется «восстановительная медиация». Практика использования данного метода в нашей школе позволяет сказать об его эффективности в урегулировании сложных ситуаций и восстановлении взаимоотношений между конфликтующими сторонами.

       Социальные процессы, происходящие в классных коллективах после применения восстановительных программ, также впоследствии отслеживаются ПМК «Социомониторинг». Результаты свидетельствуют о положительной динамике в социальных процессах, происходящих в классах в целом, либо между ранее конфликтующими учащимися.

Исходя из этого, можно утверждать, что ШСП является очень важной структурой, обеспечивающей психологически безопасную среду для участников образовательного процесса.

В настоящее время сообщество координаторов и подростков медиаторов ШСП развивается и предполагает в дальнейшем:

- расширять состав участников путем обучения координатора из числа специалистов социальной службы, а также детей-волонтеров;

-повышать квалификацию кураторов и медиаторов, путем участия в обучающих семинарах, супервизиях проведенных медиаций и других восстановительных программ, разборах трудных случаев, ежегодном мониторинге деятельности служб примирения

- обеспечить систему передачи конфликтных случаев в службу примирения путем вовлечения в деятельность «активной группы» участников образовательного процесса, разделяющих принципы восстановительной медиации.

Данный опыт работы был представлен в Институте развития образования Ярославской области на видеоконференции: «Комплексная безопасность образовательной среды: проблемы и пути решения». Материалы видеоконференции опубликованы на сайте ИРО (www.iro.yar.ru) в разделе «вебинары и видеоконференции: Архив 2016 года, Апрель.

 

Педагог-психолог:               А.В.Овсяникова

Родителям подростка о воспитании безопасного поведения ребенка

Подростковый возраст с его бурным биологическим и социальным развитием является одним из наиболее сложных периодов в формировании личности. При этом на данном отрезке жизненного пути подросток должен решить ряд весьма значимых для него задач – кем быть? как, что и зачем это делать? В зависимости от того, какие ставятся цели, будут зависеть перспективы развития личности, её устойчивость, активность, целенаправленность, оригинальность, гармоничность, насколько  она будет содержательна и ценна.

Пока ребёнок не достиг подросткового возраста, родители решают, что для него лучше, как он должен поступать в той или иной ситуации. Со вступлением в подростковый возраст у подростка возникают закономерные вопросы: «Почему я должен их слушать?», «Почему они должны быть всегда правы?» Таким образом, родители должны понимать, что  это не протест, это период поиска себя, целей, привычек, мнений, убеждений.

Ребёнка нельзя просто так заставить что-то делать, поэтому нужны разумные и убедительные аргументы. Если таких аргументов нет, растёт непонимание между родителями и детьми и сопротивление всем доводам родителей.

Подростковый возраст – это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную, семейную зрелость. Он протекает бурно, с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто всю семью начинает лихорадить, обостряются супружеские конфликты, все проблемы и скрытые противоречия между членами семьи выходят наружу.

И, тем не менее, как никогда, нужно беречь контакт со своими детьми. Перед подростками открывается вся сложность окружающего мира, в которой очень нелегко разобраться. Им нужен друг-учитель, а не моралист, нужен человек, который может понять все переживания, а не осудить, может помочь разобраться в сложной жизненной ситуации. А эти ситуации бывают куда более сложными, чем у взрослых, поскольку здесь все впервые: первая любовь, первые взрослые разговоры, первые взрослые увлечения.

Значение родительского влияния на подростка трудно переоценить, но, тем не менее, оно уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте. Мнение сверстников обычно более важно в вопросах, связанных с дружбой, развлечениями, молодежной модой, музыкой и т. д. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем зависят в первую очередь от позиции родителей.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации (независимости) от близких взрослых. Нуждаясь в родительской любви, заботе, в их мнении, ребята испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения родителей с подростками в этот период, зависит, в первую очередь, от стиля воспитания, сложившегося в семье, от возможностей родителей перестроиться – принять своего ребенка всерьез.

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского   контроля   за   поведением,   учебой   подростка,   его выбором друзей и т. д. Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль или почти полное его отсутствие, когда подросток оказывается безнадзорным.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от    него     ожидается     то     детское     послушание,     то     взрослая самостоятельность.    Вообще    противоречивое    воспитание    плохо сказывается на семейных отношениях.

Психологический контакт, близкие отношения с подростком нужны не только для того, чтобы быть уверенным в том, что он не станет на скользкий путь, но и для того, чтобы помочь ему преодолеть душевный кризис. Только будучи внимательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру своих детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как бы Вы хотели, чтобы они говорили с Вами. Посмотрите на себя их глазами и ответьте на эти вопросы:

1.  Какой меня видит мой сын или дочь?

2.  Чувствует ли он, что я его люблю?

3.  Считает ли он, что я его понимаю?

4.  Есть   ли   у   него   основания   считать   меня   справедливым человеком, добрым, отзывчивым?

5.  Нравится ли ему, как я с ним говорю?

6.  Хотел бы я, чтобы он так говорил со мной, как я с ним?

7.  Если я, когда мы ссоримся, чувствую обиду, злость, тол что он чувствует ко мне?

8.  Хотел бы я, чтобы меня сейчас воспитывали так, как я его?

9.  Каких тем я избегаю в разговоре с ним?

             10.Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?

             11 .От чего он страдает, знаю ли я об этих страданиях или даже не догадываюсь?

             12.Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы оба занимаемся с удовольствием?

Не смотря на сложности этого возраста, в нем много  интересного,  нестандартного, ценного,  а именно:

«Портрет современного подростка»

Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение…..

Как  видно из описание «портрета современного подростка»  - это самый психологически неустойчивый возраст. К сожалению, в мире, особенно в современном мире, много соблазнов, достаточно доступных. А поскольку желание быть взрослым очень велико, а как им быть они  ещё не знают и не умеют, то курение, алкоголь, наркотики, интернет становится  интересным и желаемым, и как им кажется – они становятся взрослыми.

Про курение, алкоголь, наркоманию много уже говорилось, в последнее время мы говорим и о компьютерной зависимости, но не менее страшным в настоящее время  – это закрытые группы «ВКонтакте».

Знаете ли вы, какую информацию получают ваши дети из социальных сетей?

Ваш ребенок всегда дома – сидит тихо перед монитором компьютера, а вы и рады: «Пусть не гуляет, зато всегда рядом, можно не беспокоиться». В этот момент он, возможно, подвергается смертельной опасности!

Будьте внимательны. Следите за страницами «ВКонтакте», которые посещают ваши дети, посмотрите вместе с ними ролики и видео, которые смотрят они. Попросите их дать вам послушать те песни, которые звучат сейчас в их наушниках.

Во что говорит Тимур Мурсалиев, возрастной и социальный психолог, известный серией публикаций о проблемах подростков:

Чтобы «поймать» человека для каких-либо деструктивных культов, лучше всего подойти к нему в момент, когда он грустит, явно ослаблен. Закрытые группы «ВКонтакте» раскинули широкую сеть, при наличии которой дети сами в период острых разочарований идут к ним.

Что делать родителям, чьи дети чрезмерно привязаны к гаджетам?

•      Вводить ограничения и настаивать на них.

У подростков ещё не до конца сформировано способность самостоятельно регулировать свою жизнь, они нуждаются  в рамках. Например,  никаких гаджетов после девяти вечера или не больше нескольких часов в день, в зависимости от возраста.

•      Родители вправе требовать, чтобы  подросток выполнял свои обязанности по дому и учился на приемлемом уровне, тогда он может распоряжаться своим свободным  временем, в том числе  сидеть в сети. Но если он нарушает эти договоренности, родители могут приостановить его доступ к вожделенным играм или в Интернет-сервисам.

•      Важно, чтобы в жизни ребёнка было живое  общение, хобби, прогулки. Организуйте семейные выезды на природу или другие или другие занятия согласно своим интересам.

•      Подростки часто используют социальные сети, чтобы общаться с реальными людьми. Это дешевле, чем смс или звонки по сотовым телефонам. В таком случае это удобное средство связи. Но если они пропадают на форумах, бессмысленно листают чужие странички или слишком много времени играют в онлайн – игры, это нарушение баланса. Родителям стоит различать, чем именно занят их ребёнок в сети, и в первом случае договариваться о разумных временных рамках, а во втором занимать более твердую позицию.

•      Прививайте детям привычки отдыхать от компьютера, заниматься спортом, двигаться, гулять. Важно, чтобы у них было время вне компьютера. Пусть рисуют, читают книги, клеют модели кораблей и самолетов, выжигают по дереву, поют, танцуют.

•      Важно, чтобы в семье было время для полноценного общения с детьми. Организуйте семейные мероприятия или совместные занятия.

•      Родители должны подавать пример. Если они сами не отрываются от своих смартфонов и планшетов, то бесполезно ждать или требовать от детей, чтобы те соблюдали меру.

•      Введите правило, что за совместной едой и вечером все гаджеты и вай-фай отключаются, так как это время семейного общения.

Основной причиной непонимания, у подростков является именно ощущения, что родители их не любят, чувство ненужности, беззащитности.

Для разрешения проблем очень важно для родителей правильно выражать свою любовь. В основе прочных взаимоотношений с подростком лежит безусловная любовь, которая характеризуется двумя фундаментальными особенностями:

·         Она дается вне зависимости от ценности человека;

·         Она дается без каких-либо условий.

Именно такая любовь способна повернуть жизнь и поднять уровень самооценки на новую высоту.

«Мы хотим  быть любимыми без каких-либо на то оснований» – сказал Н.Уорен.

                   Педагог-психолог:                        А.В.Овсяникова

Страница обновлена 14.07.2017