Страница обновлена 09.03.2022

Центр образования "Фоминский" МОУ "Образовательный комплекс "Открытие" Тутаевского муниципального округа

Страница обновлена 09.03.2022
Центр образования "Фоминский" МОУ "Образовательный комплекс "Открытие" Тутаевского муниципального округа

Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. Сегодня на первое место в мире выходит потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Под математической грамотностью

 в начальной школе понимается

использование элементарных математических  знаний, суждений, терминов, знаков и формирование функциональных умений по выявлению и решению проблем окружающего мира на уровне НОО. Она  помогает понимать необходимость математических знаний для учения и повседневной жизни.

В основной школе

Математическая грамотность – это использование  математических  знаний суждений, терминов, знаков и формирование функциональных умений по выявлению и решению проблем окружающего мира на уровне ООО.

Она помогает осуществлять деятельность, направленную на решение задач поискового и исследовательского характера, устанавливать представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники.

Помогает иметь представление о математике как части общечеловеческой культуры.

 Математическая грамотность на уровне СОО-это

Способность  формулировать,   применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Она  помогает понять   роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому  гражданину

Развивать математическую грамотность надо постепенно. Математическая грамотность включает в себя 4 содержательных области: «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количество». Они  охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействиях с повседневными явлениями.

Содержательные области связаны с предметными областями  числа, алгебра, функции, геометрия, вероятность, статистика, дискретная математика.

И опираются, и используются в жизненных ситуациях.

Изменения и зависимости.

Математически это означает моделирование изменения с помощью соответствующих функций, уравнений, неравенств, а также разработку, интерпретацию и перевод между символьной, табличной и графической формами представления зависимостей

В 1-4 классах для решения задач используется в основном арифметический способ решения задач. К метапредметным относятся чтение таблиц и использование таблиц как источник информации.

В 5-9 классах добавляется алгебраический способ решения задач. Диаграммы и графики не только читаются, но и составляются.

 В 10-11 классах добавляются элементы математического анализа и обучающиеся самостоятельно с помощью математических формул описывают и решают проблемы окружающего мира.

Пространство и форма.

Эта область охватывает широкое разнообразие явлений, которые окружают нас в видимом мире: расположение и ориентация, представление и свойства объектов. Геометрия служит главной основой, привлекая пространственное воображение, измерения и алгебру. Центральными являются формулы измерения геометрических величин.  По мере усложнения материала – усложняется и тип задач. Они становятся ступенчатыми.

Количество.

Понятие количества является самым распространенным и существенным аспектом при рассмотрении явлений и объектов, с которым приходится иметь дело в окружающем нас мире.

Математическая грамотность в области «Количество» включает применение знания чисел и операций с ними в разнообразных ситуациях, представленных в рамках всех категорий содержательной области.

Неопределенность и данные.

В науке, технологии и повседневной жизни неопределенность является непреложным фактом. Она характерна для многих проблемных ситуаций: научных прогнозов, результатов опросов, прогнозов погоды, экономических моделей. Анализ неопределенности включает: распознавание неопределенности, место вариации в процессе, понимание смысла и количественного выражения этой вариации, определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.

Показателями сформированности математической грамотности на уровне НОО является 

прямое применение в знакомой ситуации известных фактов, стандартных приемов, распознавание математических объектов и свойств.

Основное общее образование

Установление связей  из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи.

Рассматривая Среднее общее образование мы уже говорим о

Интегрировании знаний из разных разделов курса математики и о самостоятельной разработке алгоритма действий.

Формирование функциональной грамотности на уроках математики