Страница обновлена 28.07.2023

Муниципальное общеобразовательное учреждение Фоминская средняя школа Тутаевского муниципального района

Страница обновлена 28.07.2023
Муниципальное общеобразовательное учреждение Фоминская средняя школа Тутаевского муниципального района

Нормативно-правовые документы по переходу на ФООП Федерального уровня

С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. 

Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования 

Школы обязаны перейти на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ).

ФООП начального общего, основного общего и среднего общего  образования одобрены Федеральным учебно-методическим  объединением по общему образованию (Протокол №9/22 от 14.11.22, Протокол №10/22 от 21.11.22).

Федеральная образовательная программа начального общего образования.
Федеральная образовательная программа основного общего образования.
Федеральная образовательная программа среднего общего образования. 
Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023г. № 03-68 О направлении информации (О введении федеральных основных общеобразовательных программ).
ФЗ О внесении изменений в ФЗ Об образовании и ст 1 ФЗ об обязательных требования в РФ от 14.09.2022г.
 
Что важно знать о внедрении ФООП родителям.
Информация о введении ФООП. 


В российских школах начался переход на обновленные ФГОС. 1 сентября 2022 года на них перешла начальная школа, средняя школа переходит на обновленный ФГОС СОО с 1 сентября 2023 года.
Необходимость обновления ранее предложенных программ вызвана, прежде всего, попыткой вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние годы. Еще одна важная функция, которую могут выполнить в рамках деятельности образовательной организации обновленные программы, – предоставить школьникам выбор, основанный на их профессиональных интересах, предпочтениях и намерениях. В идеале программа должна помочь ученику в его профессиональном самоопределении, позволив сконцентрировать усилия на действительно важных для него аспектах учения. Кроме того, в новом стандарте предпринята попытка сориентировать обучающихся на совместное познание мира, на «нелинейное» рассмотрение проблем и проектный поиск. Следует отметить, что новые ФОП сохраняют принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

Минпросвещения России приказами от 16 ноября 2022 г. утвердило:

  • приказом №992 — Федеральную образовательную программу начального общего образования (ФОП НОО),
  • приказом №993 — Федеральную образовательную программу основного общего образования (ФОП ООО),
  • приказом от 23.11.2022 №1014 — Федеральную образовательную программу среднего общего образования (ФОП СОО).

Приказы опубликованы на официальном интернет — портале правовой информации и вступают в силу со 2 января 2023 года.
ФОП (или ФООП) – федеральные образовательные программы. Такие программы разработали для каждого уровня образования: начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Программа ориентируется на формирование универсальных учебных действий обучающихся, содержит описание взаимосвязи учебных действий и учебных предметов, характеристику познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий учеников, приобщение подрастающего поколения к российским традиционным и духовным ценностям, включая и ценности своей этнической группы.
ФОП по каждому уровню включает 3 раздела:

  • целевой — определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы, а также способы определения достижения этих целей и результатов;
  • содержательный — включает федеральные рабочие программы учебных предметов, программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся и федеральную рабочую программу воспитания;
  • организационный — включает федеральный учебный план, федеральный план внеурочной деятельности, календарный учебный график и календарный план воспитательной работы, определяющие общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы.

ФОП по каждому уровню предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ:  

  • ФОП НОО — по Русскому языку, Литературному чтению и Окружающему миру;
  • ФОП ООО – по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществоведению, Географии, Основам безопасности жизнедеятельности;
  • ФОП СОО — по Русскому языку, Литературе, Истории, Обществознанию, Географии и Основам безопасности жизнедеятельности.

Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Прописали три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ.

Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов.

Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.
Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Также добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей необходимо формировать с учетом рабочей программы воспитания. В тематическом планировании нужно указать, что по каждой теме возможно использовать электронные образовательные ресурсы. Требования к рабочим программам теперь едины, и нет отдельных норм для рабочих программ внеурочной деятельности. Но в описании к учебным курсам такой деятельности обязательно нужно указать форму проведения занятия.


Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования


«Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов… Развитие национальных систем образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей. Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики».

(Владимир Путин из выступления на расширенном заседании

Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» 8 февраля 2008 г.)

  

Одним из направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной 04 февраля 2010 года, является переход на новые образовательные стандарты. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты – требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В отличие от сложившейся практики, ФГОС второго поколения задает не только требования к предметным результатам, но и к личностным (ценностным) и метапредметным (освоение способов деятельности). Особое место в реализации стандартов второго поколения отводится формированию универсальных учебных действий (УУД), т.е. обобщенных действий с одной стороны порождающих мотивацию к обучению, а, с другой – позволяющих учащимся свободно ориентироваться в различных предметных областях. В качестве главного результата рассматривается не знаниевый, а личностный результат. Если представить конечный результат образовательной деятельности в портрете выпускника школы, то выпускник школы, реализующей стандарты второго поколения, это – Гражданин России:

  • носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины;
  • уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности и свою роль в их разрешении;
  • креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
  • разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни;
  • уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата;
  • осознающий себя личностью, способный самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, как перед самим собой, так и перед другими людьми.

***

Базовые документы

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Фундаментальное ядро содержания общего образования.

Начальное общее образование (1-4 кл.)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г . № 373"

Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г . № 373"

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 9 июня 2012 г. № 03-470 (Материалы по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования)

Основное общее образование (5-9 кл.)

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

Примерные программы по учебным предметам

Письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 (Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся)

Среднее (полное) общее образование (10-11 кл.)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.)


Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования


Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование

Часть II. Среднее (полное) общее образование.

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования

Разграничение инвариантной и вариативной (по усмотрению региона и школы) составляющих в федеральном базисном учебном плане (просмотр)

Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования